[Инвестиционные проекты][Главная страница][Контакты]
                                                                 НЕФТЕПРОДУКТЫ В МОНГОЛИИ

       Краткие ответы на часто задаваемые мне вопросы:

1.Чем интересен  рынок Монголии  с целью организации поставок нефтепродуктов для частных и государственных структур…»
Один из вариантов успешного развития бизнеса вижу в выходе на рынок нефтепродуктов тех стран, у которых нет собственных ресурсов нефти и имеющих высокий рост развития промышленности, интенсивно потребляющей энергию.
Такой страной сейчас является Монголия, имеющая общую границу с Россией и Китаем.

«В экономическом отношении Монголия развивается наиболее динамично из всех стран мира и представляется едва ли не самым перспективным рынком сбыта в Северо-Восточной Азии, а то и во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так, по данным государственного комитета статистики Монголии, на которые ссылается информационное агентство «Синьхуа», реальный рост ВВП страны в 2011 году составил 17,3%, а номинальный и вовсе достиг фантастической цифры в 27,8%. Для сравнения: в Китае тот же показатель составил 9,2%, в Индии - 7,8%, а в России, по информации Федеральной службы государственной статистики, - 4,3%.»
(Википедия)

Монголия на 96% зависит от поставок российских нефтепродуктов, остальные 4 % получает по договорам раздела продукции из Китая в обмен на поставляемую туда нефть из своей юго-восточной части. Нефть там «тяжелая», с большим содержанием парафинов и серы, добывается и вывозится китайцами автотранспортом для переработки на своих заводах.
Монгольское Правительство и крупные нефтетрейдерские компании пытались осуществлять поставки топлива из Казахстана и Беларуси, транзитом через РФ, но неудачно, т.к. такая логистическая схема не смогла компенсировать преференции, выделяемые Правительством монгольским импортирующим компаниям, тем более что Казахстан ежегодно вводит сезонные ограничения экспорта нефтепродуктов.
Рассматривался вопрос о поставках топлива с Ближнего Востока (стран Персидского залива), но опять сложная и затратная логистика: море-перевалка на ж/д - смена ж/д колеи на границе Китая - транзит через Китай - смена ж/д колеи на границе Монголии - приводит к существенному удорожанию нефтепродуктов.
Поэтому серьёзно на сегодня можно рассматривать лишь организацию поставок нефтепродуктов или сырья для их производства из России.
Основные потребители топлива в Монголии - частные нефтетрейдерские,  горнодобывающие и сельскохозяйственные компании. Государственные структуры (армия, авиация, полиция и т.д.) закупают топливо через тендеры у частных нефтетрейдерских компаний.

2.Какова на сегодняшний день потребность Монголии в нефтепродуктах?
В период с апреля 2020 года по июнь 2021 года ПАО "НК "Роснефть" (продавец) одобрило сделку с компанией "Роснефть-Монголия" (покупатель) по поставке нефтепродуктов из России в объёме до 1,215 млн тн на сумму 917 млн. долларов, т.е. порядка 96% от общего количества импорта. 
В общем объеме импорта нефтепродуктов ориентировочно 60% приходится на дизтопливо, 18,8% - на высокооктановый бензин и 11,7% - на низкооктановый.
Виды поставляемого в Монголию топлива: ДТ лето и зима (по сезону), бензин 80, 92, 95 и 98,  авиакеросин, масла автомобильные и сжиженные газы.
Наибольший дефицит: ДТ лето и зима (по сезону), бензин 92 и сжиженный газ.
Сейчас в Монголии около 1500 АЗС.
Всего на данный момент в Монголии работают 6 крупных нефтетрейдеров, из которых самые известные: «NIC-ПЕТРОВИС», Шунхлай, СодМонголГрупп и Магнай Трейд, имеющие в собственности до 70% всех АЗС страны.

3.Какие имеются главные перевалочные пункты и терминалы?
Главные перевалочные пункты пропуска нефтепродуктов Россия - Монголия
Автомобильные: Ташанта - Цагааннуур, Хандагайты - Боршоо, Кяхта - Алтанбулаг
Железнодорожный: Наушки - Сухэбаатар-
Основные терминалы на территории Монголии находятся:
Улаанбаатар, Сухэбаатар, Дархан, Эрдэнэт, Улаангом, Ульгий, Ховд, Булган, Чойр, Сайшанд, Замын-Удд.
Топливозаправочный авиационный терминал - аэропорт «Чингис хаан», Улаанбаатар.

4.Кто является главными поставщиками топлива в страну?
«Роснефть», которой вместе с активами ЮКОСа (Ангарским и Ачинским НПЗ) досталось право почти монопольного обеспечения топливом Монголии, в  2011году начала терять свои позиции. По некоторым данным её доля на монгольском рынке могла сократиться с 90% до 70%. Хотя в 2014 году она заключила в рамках ПМЭФ-2014 два крупных 5-летних контракта на поставку нефтепродуктов с одними из ведущих компаний-импортеров Монголии - Magnai trade и Shunkhlai. Общая стоимость поставок - $1 млрд, объем поставок в рамках контрактов составит более 1 млн тонн, период поставки - с июня 2014 по май 2019 года. Аналогичные договоренности о поставках достигнуты с другими участниками рынка. Это позволит "Роснефти" обеспечить до 80% потребности Монголии в нефтепродуктах.
В 2011 году на монгольский рынок нефтепродуктов вышла «Газпром нефть»: в феврале того же года она  подписала с правительственным Агентством по делам нефти Монголии меморандум, касающийся поставок топлива.
В «Газпром нефти» пояснили, что соглашение касается исключительно битумов, смазочных материалов и нефтехимии. Однако объемы продаж раскрывать не стали.  Нефтепродукты в Монголию начал поставлять и Уфимский НПЗ, принадлежащий «Башнефти».
Практически все поставки нефтепродуктов производятся  в Улаанбаатар и областные центры (аймаки), расположенные вдоль транзитной железнодорожной магистрали Россия-Китай. Далее топливо развозится по всей Монголии автотранспортом.
На монгольском региональном уровне, вдоль российской границы несколько небольших российских частных компаний поставляют продукцию автотранспортом.

5.Необходимо ли прямое сотрудничество с государственным Агентством по делам нефти Монголии?
Прямое сотрудничество с государственным Агентством нужно будет лишь в случае получения специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности (импорт нефтепродуктов, нефтебаза, переработка и т.д.)
Что касается монгольских нефтетрейдеров, то если некоторым из них будет убедительное и подтвержденное банковскими гарантиями предложение регулярных поставок нефтепродуктов по цене несколько ниже, чем предлагает Роснефть, то они будут брать в больших объёмах.
Но более перспективным выглядит путь заключения прямых контрактов с конечными потребителями - крупными и средними горнодобывающими компаниями, сельхозпроизводителями, участие в тендерах госструктур, а также создание собственной сети нефтебаз по всей территории Монголии. 
С авиакомпаниями в Улаанбаатаре - сложнее, т.к. топливозаправочный комплекс принадлежит частной компании-монополисту, созданной непосредственно "Роснефтью".

6.Какие имеются НПЗ на территории Монголии?
Сегодня на территории Монголии нефтепродукты не производятся.
В 80-х годах был построен мини-НПЗ в районе г. Эрдэнэт. Принадлежит монгольской компании. Переработка не ведётся. В основном производят, под лицензией НПЗ, поставку полуфабрикатов переработки нефти (прямогонный бензин, дистилляты, газоконденсат) из России  и присадок из Китая с целью получения смесевого топлива.
   В районе города Дархан планировалось с 2010 года начать строительство крупного для Монголии нефтеперерабатывающего предприятия с объёмом по сырью 2 200 000 тн/год японской корпораций "Марубени" и "Тоёо инжиниринг" под поставки российского сырья. Срок окончания 3 года. Общая сумма инвестиций на стройку составляла 600 млн. долларов США. Финансирование - японский Банк международного сотрудничества, под гарантию Правительства Монголии. Но, как и многие другие подобные проекты этот также был провален. Слишком здесь переплелись политические и экономические интересы разных групп влияния.
За последние годы 17 монгольским компаниям выданы разрешение на строительство мини-НПЗ, но ни одна (!) компания из этого списка ничего не предприняла в данном направлении. С некоторыми руководителями этих компаний я встречался лично, но увидел, что комплексного понимания проблем создания нефтеперерабатывающего предприятия и их решения нет ни у кого. Так, желание чего-то и не более...
   Власти Монголии изучают возможность строительства современных НПЗ, ведутся переговоры с зарубежными компаниями, готовятся материалы для разработки технико-экономического обоснования.
  Кстати, Правительство Монголии на заседании 1 февраля 2016 года поручило министру промышленности принять все меры по строительству нефтеперерабатывающего завода и нефтепровода на территории сомона Бор-Ундур аймака Хэнтий, передало госинформагентство Монголии.
Данный сомон (район) выбран на основе изучения и сравнения показателей расположения нефтяного месторождения, инфраструктуры, логистики сырой нефти и готовой продукции, и близости к рынку.
"Строительство займёт 4 года. Ввод объекта в эксплуатацию, как считают монгольские власти, позволит снизить объем импорта нефтепродуктов с 2021 года, увеличить прибыль от внешнеторгового баланса, создать рабочие места, и выйти из зависимости импортных нефтепродуктов", - говорится в сообщении.
   Надо отметить и то, что проект строительства НПЗ в Бор-Ундуре так и не состоялся. Россия денег не дала....
   На  юго-востоке Монголии производятся геологические работы по поиску запасов нефти. Выделено около 30 участков недр для проведения геологоразведки. В настоящий момент уже 14 зарубежных компаний подписали соглашения по 18 участкам, еще по шести ведутся переговоры. Государство заключает с компаниями соглашения о разделе продукции, в которых процент Монголии составляет от 48% до 60% в зависимости от условий конкретного соглашения.
   Еще в 2010 г руководитель службы снабжения управления по делам нефти и полезных ископаемых Монголии А.Дамдин сообщил, что Совет по минеральным ресурсам официально зарегистрировал совокупные достоверные запасы нефти в Монголии, оценив их в 1,6 млрд тонн. Таким образом, по объему запасов нефти Монголия заняла 33-е место среди более чем 100 нефтедобывающих стран мира. Выявленные к настоящему моменту запасы сырой нефти могут обеспечить потребности страны в топливе на 40-50 лет.
  С января 2016 г. начались переговоры по поставке для переработки нефти из Ирана, через Казахстан и Китай.
  С середины 2018 года началось строительство НПЗ вблизи Сайшанд аймака Дорнговь, юго-восток Монголии. Финансирует Индия через свой банк. Монгольское руководство планирует резко снизить зависимость от российских нефтепродуктов. Запуск НПЗ объявили на 2022 год, но уже продлили это мероприятие до 2025 года.
   Лично моё мнение по этому проекту: оно очень слабо окупается и высокий риск для возврата инвестиций для индийской стороны (практически не развита транспортная инфраструктура от НПЗ в другие районы Монголии). Разве что это топливо поставлять соседнему Китаю, а не своим предприятиям...
   /Примечание от автора: я лично рассмотрел вопрос строительства модульного НПЗ (инвестиционный проект)  в сомоне Бор-Ундур, на базе совместного монголо-российского государственного горнодобывающего предприятия "МонголРосЦветМет", и предложил его в виде Инвестиционного проекта акционерам ещё в 2014 году: от Монголии -  Комитету госимущества, от Россиии - Госкорпорации "РОСТЕХ". И получил отказ от россиян, мол непрофильно это - получать нефтепродукты для горнодобывающей компании (а чем тогда БелАЗы заправляют?!). Монгольская сторона вообще промолчала, точнее, как я сильно подозреваю, мои материалы из инвестиционного проекта легли в основу вышеуказанного мероприятия по созданию монгольской стороной НПЗ в Бор-Ундуре... А ведь мой расчет на размещение НПЗ именно в этом районе Монголии был верен и экономически обоснован!/

7. Возможность  организации произведения давальческих сделок - то есть поставки сырой нефти на НПЗ и получение конечного продукта для дальнейшей доставки в Монголию.
В стратегической политике российских ВИНКов стоит, в первую очередь,  перестройка собственных больших НПЗ на выпуск топлива евро-стандарта с целью обеспечение контрактных обязательств перед европейским рынком и внутренних потребностей России.
Примечание: Вертикально Интегрированные Нефтяные Компании (ВИНК) - это крупные нефтяные российские компании - Газпром, Роснефть, Лукойл и т.п.
Поэтому в Монголии появился «разрыв» между спросом и потребностью в дешевом и, соответственно, низкокачественном топливе, особенно для горнодобывающей промышленности (дизтопливе), которое может вырабатываться российскими мини-НПЗ, расположенными вдоль границ с Монголией.
Определяющим фактором для приобретения монголами топлива является не столько качество, как его  стоимость. Многие небольшие региональные российские компании, перепродающие сюда нефтепродукты, могут вернуть только НДС (18% от таможенной стоимости) и таможенную пошлину (жесткие условия компаниям для возврата, нудно и долго, но можно), но никак не акциз (например, на 5 февраля 2016 г. для бензина ниже 5 класса он составит 10 500 руб., а для дизтоплива 4 150 руб. за 1 тонну).
И за счет этого та же Роснефть резко выигрывает по цене.
Если предложить монгольской стороне стандартную формулу стоимости топлива на 10-20 долларов меньше DAP-Наушки, чем ставит Роснефть, обеспечить стабильность и банковские гарантии поставки, то некоторые из монгольских покупателей перенаправят на них часть своих финансовых потоков.
А этого можно достичь, согласно Налогового и Таможенного Кодексов РФ, только если:
1) иметь собственное перерабатывающее производство (мини-НПЗ)  в России для выработки продукции на экспорт;
2) быть поставщиком сырья на российский мини-НПЗ (процессинг) с последующей отгрузкой полученного продукта по прямому экспортному контракту (без уплаты НДС и акцизов).
Наиболее приемлем 2-ой вариант. Для этого необходима монгольская компания, которая будет закупать нефтяное сырье, поставлять его на переработку, получать готовые продукты, таможить и отгружать их на экспорт.
Более подробное описание этого процесса - это уже технологическая схема, и в этих моих кратких ответах она рассматриваться не будет.

8. Что необходимо сделать, чтобы уверенно начать работать на нефтяном рынке Монголии?
   Исходя из вышесказанного, необходимо тщательно проработать вопрос поставки товарных нефтепродуктов из России на экспорт, в Монголию, и принять решение:
1) Создать или купить монгольскую компанию (вариант: привлечь партнёра в Монголии) со 100% иностранными инвестициями, которая:
а) зарегистрируется в России как налоговый резидент (ст. 246 НК РФ) иностранной компании. Тогда этот резидент сможет действовать на территории РФ в интересах своей монгольской компании с целью оформления сделок и и отправки нефтепродуктов за рубеж РФ, например в Монголию;
б) обеспечить заключение контрактов на поставку нефтепродуктов монгольским потребителям, консолидацию и перевод финансовых средств, контроль за приёмом топлива и возвратом подвижного состава;
в) купит (построит) нефтебазу для приёма топлива и выдачи его потребителям,  на которой также  можно организовать получение смесевого высокооктанового бензина и зимнего дизельного топлива компаундированием поставляемых из России и Китая компонентов (экономика мной уже предварительно рассчитана, весьма доходное дело!).
(Рекомендую всё-таки найти для начала партнера в Монголии, который знает изнутри все эти процедуры. Весьма желательно - с иностранными ивестициями. Опасайтесь весьма предприимчивых чисто монгольских компаний, т.к. среди них может быть значительное число не чистых на руку партнеров!)
   Даже самый простой расчет показывает экономическую целесообразность и эффективность создания предприятия по изготовлению смесевого автомобильного топлива (бензина и дизеля) в Монголии. Тем более что данное предприятие, имея в наличии компоненты для изготовления топлива, может быстро реагировать на текущий спрос, изготавливая как бензины А-80, 92 и 95, так и дизельное топливо летнее и зимнее, с заданными покупателями характеристиками.
  Примечание: По законам Монголии:
- лицензия на импортируемую квоту нефтепродуктов выдается только монгольским организациям, имеющим в собственности или долгосрочной аренде нефтебазу. Нефтебазы в Монголии, вдоль железной дороги, фактически все принадлежат крупным частным компаниям, которые сами перепродают топливо конечным потребителям.  Конкуренты им не нужны, а значит и аренда ёмкостей с правом выдачи нефтепродуктов потребителям - это проблема!
(Кстати, если к Вам обращаются монгольские компании и показывают договор аренды, то это совсем не значит то, что и них есть право (квота) импорта нефтепродуктов в Монголию. Будьте весьма осторожны в этом вопросе!)
- запрещено поставлять полуфабрикаты производства нефти (типа прямогонный бензин, дистилляты, топливо газовое стабильное и т.п.), т.е. не товарные нефтепродукты, предприятиям, не имеющим специального разрешения (лицензию) на их переработку.
2) Принять непосредственное участие в российских проектах по добыче (переработке) сырья с целью его бесперебойной поставки, как на действующие российские, так и создаваемые монгольские мини-НПЗ.

9.Куда имеет смысл направить инвестиции, чтобы обеспечить бесперебойную поставку нефтепродуктов в Монголию и заработать на этом?
Производство в России и экспорт нефтепродуктов в разные географические части Монголии диверсифицирует рынок продаж вдоль почти 3,5 тысяч километров общей границы, что позволит задействовать в полной мере преимущества этого проекта.
Необходимо также учесть потребности китайских компаний, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых в центральной и западной Монголии, а также в северо-восточной части Синьзянь - Уйгурского Автономного округа Китая (имеющего значительную общую границу с Монголией), и испытывающих серьёзную потребность в стабильных поставках светлых нефтепродуктов для карьерной техники.

Вложение инвестиций, для комплексного решения обеспечения бесперебойной  поставки нефтепродуктов, необходимо, с моей точки зрения, в производство нефтепродуктов на территории Монголии (в России с каждым годом всё больше "зажимают" мелких производителей в угоду ВИНКам), а также в совершенствование транспортной инфраструктуры и инфраструктуры топливных терминалов.
Для этого:
- Необходимы инвестиционные средства для закупа сырья,  оплаты его переработки на мини-НПЗ и последующей транспортировки в Монголию.
- Перспективным считаю инвестирование средств в создание мини-НПЗ и комплекса нефтебаз различной ёмкости вдоль монгольских пунктов пропуска, прилегающих к границам РФ и Китая, через которые ввозятся/вывозятся автотранспортом полезные ископаемые.

   Для этого необходимо решить вопрос о создании на территории Монголии, в районе многосторонних автомобильных пунктов пропуска транзитных нефтебаз. Это позволит обеспечить потребности в светлых нефтепродуктах, маслах и авиатопливе западной и центральной частей Монголии.
   Схемы доставки нефтепродуктов через:
- таможенный пункт пропуска «Ташанта - Цагаан-нуур» в западные и юго-западные районы Монголии автотранспортом через республику Горный Алтай;
- таможенный пункт пропуска «Монды - Ханх» в центральные районы Монголии из Иркутской области, с поставкой через о. Хувсугул круглый год паромами на воздушной подушке.
(Все предлагаемые выше транспортные схемы - не новые, а просто хорошо забытые старые, отработанные годами схемы поставок нефтепродуктов времён Советского Союза.  Их просто необходимо воссоздать и применить в новой экономической ситуации)
   Инвестиции в транспортную инфраструктуру: необходим распределённый территориально и привязанный к собственным нефтебазам парк специализированного автотранспорта различной ёмкости и проходимости для вывоза нефтепродуктов из России, в т.ч. паромами, для доставки грузов через озеро  Хувсугул. Это направление даст комплексный синергетический эффект при производстве/ввозе нефтепродуктов.
Для долгосрочной и экономически эффективной работы в Монголии необходимо участвовать прямо или опосредованно в российских нефтегазовых проектах с частными компаниями. Участие в таких проектах позволит гарантированно получать сырьё как для российских мини-НПЗ, так и проектируемых монгольских. А для монгольских мини-НПЗ это особенно будет актуально, т.к. российские ВИНКи под разными причинами будут сдерживать поставки сырья в Монголию с целью установления монопольно высоких цен на свою продукцию.


Расчет инвестиционного или бизнес-плана производства нефтепродуктов на мини-НПЗ производится мной по индивидуальным договорам на коммерческой основе.